Многие владельцы и руководители компаний напоминают мне дирижеров, которые оставили свой пост перед оркестром и бегают от инструмента к инструменту, пытаясь успеть сыграть различные музыкальные партии.
Когда их спрашиваешь зачем они берутся за смычок и играют на скрипке, а потом хватаются за тромбон, то слышишь ответ типа: «лучше меня никто не сыграет на скрипке, тромбоне и кларнете», либо «если хочешь, чтобы сыграли хорошо, то сыграй сам». Согласитесь, бегающий от инструмента к инструменту в оркестре дирижер выглядит смешно. А вот в организациях такое поведение директора (или на французский манер «дирижера») считается приемлемым и даже поощряется обществом.
Однако в результате этой беготни от задачи к задаче компания получает какофонию, вместо гармоничной симфонии.
Так как же добиться гармоничного звучания вашего бизнеса?
Я позволю в этом материале дать вам ряд рекомендаций, используя яркий образ дирижера и оркестра. Эти образы настолько точны и конкретны, что я не могу отказать себе в удовольствии поэксплуатировать их, чтобы проиллюстрировать суть управления.
Итак, чтобы сыграть со своим коллективом виртуозную симфонию важно:
-
Перестать быть музыкантом и стать дирижёром. Карьера большинства руководителей и владельцев стартанула после того как они стали первоклассными специалистами. Благодаря высокому качеству продукта, сервиса, одних заметили клиенты и выстроились к ним в очередь, а других заметили топ-менеджеры и повысили в должности. Но на новом уровне те навыки, которые привели их к успеху, становятся самой серьезной помехой. Вместо того, чтобы заниматься управлением, многие новоиспеченные руководители продолжают хвататься за скрипку и играть на ней отдельные партии за своих музыкантов. Однако, пока руководитель выполняет лично какую-то часть процесса производства или обслуживания, компания остаётся без управления и без присмотра. Помните: пока вы самозабвенно играете на скрипке – оркестр в растерянности и не знает, что делать.
-
Уяснить для себя, что для дирижирования оркестром нужны и другие навыки и квалификации и они не имеют ничего общего с игрой на скрипке. Перейдя на уровень руководителя, вам необходимо разучится тому, что вы умели делать как специалист и научиться достигать результата через усилия других людей.
-
Раздать музыкантам партитуру музыкального произведения. Для реального бизнеса - это единые правила для всех, на бумаге. Многие руководители считают, что все сотрудники знакомы с правилами, так как обладают опытом и более того, обучались своей специальности по несколько лет, например, музыкант 8 лет обучается в музыкальной школе, потом 2 года в техникуме и 5 лет в ВУЗе. А теперь представьте этого музыканта на концерте без партитуры. Много ли он сыграет?
-
Уметь составлять партитуру музыкального произведения. На языке бизнеса – это означает уметь разбивать крупный проект на подпроекты, а их на подзадачи, разделять их между сотрудниками в зависимости от их навыков и квалификации.
-
Знать, как функционирует оркестр в целом, какие роли у каждого участника оркестра. Для реальных бизнес-руководителей это означает уметь видеть картину предприятия в целом, понимать отдельные процессы и связи между ними.
-
Репетиции, репетиции и еще раз репетиции. Дирижер знает, чтобы подготовиться к гала-концерту надо без устали репетировать со своим оркестром пока не достигли высочайшего мастерства. А когда в последний раз вы репетировали со своими сотрудниками какой ни будь процесс организации. Очень многие руководители игнорируют роль подготовки персонала и недооценивают вклад обучения в достижение результата. А так как обучение - это неотъемлемая часть любого делегирования, то становиться понятным почему большинство руководителей проваливают с делегированием.
-
Для слаженного звучания оркестра необходима дисциплина, тотальной контроль и обратная связь. Ни один дирижер не потерпит опозданий и своевольничества на репетициях. Тотальный контроль обеспечивается через личное присутствие дирижера перед оркестром. А если кто-то фальшивит, то дирижер останавливает исполнение партитуры и корректирует игру отдельного музыканта.
-
Дирижер – это строгий, но справедливый учитель, который заинтересован в постоянном росте мастерства своих музыкантов. А разве директор или собственник бизнеса не должен поступать так же?