Встреча предпринимателей "Жизнеспособный стартап"
28 июля мы планируем увидеть вас на встрече с предпринимателями по тему: «Как найти финансирование для нового продукта, услуги или проекта без венчурных фондов, господдержки, кредитов и грантов». Чтобы встреча прошла конструктивна, делимся с вами своими наблюдениями и методиками по запуску проектов, продуктов и стартапа. Прочитайте приведенный материал внизу, а 28 июля мы обсудим эту методику подробней. Регистрация на мероприятие здесь>>> https://bozhko.timepad.ru/event/355645/
Приятного чтения!
Покемоны атакуют или как запустить взрывной продукт
Появление Pokemon GO произвел эффект разорвавшейся бомбы. Уже казалось, что компания Nintendo сошла с арены мирового рынка, оставив отрасль видеоигр своим более мощным конкурентам. Но нет, громкий релиз 6 июля игры Pokemon GO вывел толпы геймеров на улицы, а корпорация Nintendo заработала миллионы.
Естественно есть желание разобраться каким образом компания Nintendo обеспечила такой ошеломляющий результат и применить подобный подход для запуска своих продуктов, услуг и проектов.
Ясно, что вокруг запуска Pokemon GO много мифов, слухов и пиара, поэтому пока не осядет пена вокруг данного события сложно рассмотреть важные детали этого явления. Поэтому мы обратились к истории Nintendo, тем более, что у компании уже были прорывные запуски её продуктов, которые заставили в свое время растопиться конкурентов.
Рынок видеоигр в 2006 году представлял собой многомиллиардную отрасль. В производстве видеоприставок, составляющих значительную долю этого рынка, доминировали два гиганта: Sony со своей приставкой Playstation и Microsoft с приставкой Хbох. На чем основывалась работа этих гигантов в то время?
Во-первых, они считали, что мир делится на геймеров и негеймеров.
Во-вторых, что геймеров больше всего интересует скорость процессора и реалистичность графики.
В-третьих, что видеоприставки недешевы.
И в-четвертых, что люди играют в компьютерные игры сидя, шевеля только пальцами.
Это были четыре устойчивых стереотипа, которые устанавливали рамки отрасли видеоигр в 2006 году. И все участники рынка играли в рамках этих правил.
И вдруг на рынок выходит Nintendo, незначительный игрок, и переворачивает стереотипы мира компьютерных игр с ног на голову. Приставка Wii, выпускаемая Nintendo, относительно недорогая, у нее нет жесткого диска, нет DVD, слабая связность, да и скорость процессора невысока. Но уже через несколько недель после выхода на рынок Wii становится хитом продаж — благодаря инновационному контроллеру, реагирующему на любые движения игрока и отражающему их в игре.
С Wii можно играть в теннис, бейсбол, гольф и даже боулинг. Можно фехтовать и боксировать. Nintendo открыла мир игр для огромного количества людей, никогда не считавших себя «геймерами». Как заметил журналист Джошуа Купер Реймо, Wii «разбила стену между миром реальным и виртуальным, опрокинула представление о том, что мир делится на геймеров и негеймеров, и вынудила конкурентов совершенно по-другому взглянуть на саму идею игры… Wii разрушила мнение, что люди, играя в видеоигры, не потеют»
Слом устоявшихся стереотипов тогда и сейчас позволяет компании Nintendo совершать взрывные запуски продуктов: в 2006 — люди «начали потеть, играя в видео игры», а в 2016 — геймеры вышли из дома на улицу.
Вывод из истории Nintendo: необходимо уметь искать в своей сфере/ отрасли/ сегменте устоявшиеся стереотипы, чтобы потом ориентироваться на их слом. Но если вам скажут, что для создания прорывной идеи вам надо найти закостенелые стереотипы отрасли, то вы можете растеряться. Поэтому несколько подсказок в этом материалы помогут вам сразу же взяться за поиск.
Первое, найдите своих прямых конкурентов и составьте их список. Поиск можно начинать в Интернете. Много конкурентов вам не нужно. Ограничитесь 3-мя или 6-тью.
Второе, проведите анализ их деятельности для выявления стереотипов, подталкивающих всех игроков действовать одинаково. Сначала может показаться, что стереотипы трудно найти, но внимательно прочитайте интервью ваших конкурентов в СМИ, почитайте отзывы клиентов, в том числе и жалобы и стереотипы выйдут на свет. Например, самый первый и самый известный стереотип автомобильной отрасли произнес Г.Форд: «Вы можете купить автомобиль любого цвета, если он черный». Генри Форд выпускал свои машины исключительно черного цвета, и было это сделано в целях экономии: черный цвет высыхал быстрее остальных цветов. Если быстрее бы сох белый цвет, то все машины выпускаемые Г.Фордом были бы белыми. Дженерал Моторс сломала этот стереотип и стала выпускать автомобили 6-ти цветов, и тем самым забрав львиную долю рынка у Форда. Но и Дженерал Моторс не избежала стереотипного мышления и стало его жертвой. Долгое время компания Дженерал Моторс была уверена, что люди предпочитают большие и мощные машины. И когда японские производители начали выпускать компактные малолитражки, с усмешкой смотрела на эти недомашины. В результате японские автомобили забрали львиную долю рынка у Дженерал Моторс. Кстати, в свое время Г.Форд то же сломал стереотип. Перед появлением компании Форд считалось, что автомобили должны быть дорогими, а собирать их должны специалисты универсалы высокого класса. Более того, не автомобиль прибывал к запчастям и специалистам, а специалисты с инструментами и запчастями подходили к автомобилю. Сломав эти стереотипы Генри Форд создал дешевый массовый автомобиль и изобрел конвейер.
Изучение 3-х или 6-ти конкурентов отрасли в Интернете вряд ли займет у вас более 2-3-х часов. За это время вы получите определенное представление о конкурентах и сложившихся стереотипах.
Если в вашем распоряжении будет больше времени, проведите анализ конкурентов опытным путем, а именно:
- Закажите товар вашего конкурента по Интернет.
- или позвоните в отдел продаж и закажите через интернет.
- Подпишитесь на сервис конкурентов.
- Если продукция представлена в магазинах, пройдитесь по торговым точкам и лично оцените и товары, и услуги
Исследование должны быть быстрыми и неформальными, интуитивными и скрупулезными. Записывайте все стереотипы, присутствующие, по вашему мнению, на рынке.
А чтобы не утонуть в море информации разделите поиск стереотипов по трем векторам:
- Стереотипы, касающиеся продуктов.
- Стереотипы, связанные с взаимодействием.
- Ценовые стереотипы.
Теперь о каждом векторе подробней.
1.Стереотипы, касающихся продуктов
1.1.Каковы типичные характеристики и преимущества продуктов?
1.2. Какие типичные характеристики товаров рекламируются (например, удобство и надежность)?
1.3. Каковы основные стереотипы о продуктах (типичные клиенты, география, размеры рынка)
Например, стереотипы автомобильной отрасли, которые рассмотрел Генри Форд и о которых мы говорили выше: автомобиль собирался в ручную универсальными специалистами, что сильно удорожала стоимость сборки; автомобили стоили очень дорого, поэтому их могли приобрести только состоятельные люди.
2. Стереотипы, связанные с взаимодействием.
2.1. Каково стереотипное представление о том, как происходит покупка и потребление продуктов и услуг?
2.2. Происходит ли взаимодействие на личном уровне?
2.3. Как часто клиенты покупают и потребляют товары?
Продолжим, пример с автомобилем. До Генри Форда нельзя было купить готовый автомобиль, его надо было заказать и ждать когда его изготовят. А чтобы его заказать, надо было ехать на завод, автодилеров рядом не существовало. Слом стереотипа Г.Фордом: можно купить готовый автомобиль у местного автодилера в своем городе.
3. Ценовые стереотипы.
3.1. Как обычно формируются цены на продукты и услуги и как их оплачивают клиенты?
3.2. Продаются товары отдельно или в пакете?
3.3. Работает компания с клиентами непосредственно или через посредника?
3.4. Предлагаются ли скидки и другие виды поощрения покупок?
Вместо дорого автомобиля, Генри Форд выпустил массовый дешевый автомобиль.
Выявите по каждому вектору 3-4 устоявшихся в отрасли убеждений и вы получите 9-12 стереотипов, разрушаю которые вы можете сформировать прорывную идею для своего продукта или услуги. Это прорывная идея, как идея компании Nintendo вытащить геймеров из-за стола на улицу, позволит вам встряхнуть рынок и занять на нем значимое место.
Если у вас вызвало затруднение самостоятельно выявить стереотипы вашего рынка, то вы можете получить поддержку от нас. Для этого запишитесь на наши регулярные встречи «Жизнеспособный стартап», где мы помогаем будущим и состоявшимся предпринимателям найти прорывные идеи, сформулировать на основе их рыночные гипотезы, затем протестировать их и вывести на рынок новый прорывной продукт. Связаться с нами можно по телефону 8(8482)416899 или bozhko.ru@gmail.com.
А в следующем материале мы расскажем, как на основе выявленных убеждений отрасли создать прорывную идею для продукта или сервиса. Оставайтесь на связи!