Орать, подкупать или вдохновлять?
Добрый день, с вами на связи Евгений Божко
и в этом материале я хочу с вами поговорить об эффективном менеджменте.
Конечно же обо всем менеджменте мы в рамках этого небольшого текста не сумеем поговорить, поэтому сфокусируем на теме: «Как сподвигнуть подчиненных к изменениям?».
Естественно, что целью любого изменения - это улучшение текущей ситуации: с подрядчиком, с клиентами, с бюджетированием, с функционированием производства и так далее. С первого же дня работы мы (если мы руководители) ожидаем что наш сотрудник начнет динамично изменяться и осваивать новые для себя навыки, приемы, технологии, которые необходимы в нашей работе.
И какие инструменты мы чаще всего используем чтобы обеспечить изменения? Самый распространенный и самы известный способ изменения поведения - это метод «кнута и пряника». Его очень любят отечественные руководители и применяют его повсеместно.
Сам метод берет начало в области науки, зародившейся в 1930-х гг. известной как бихевиоризм. Он базируется на знаменитой теории «условного рефлекса» Ивана Павлова. Свяжите в сознании собаки включение лампочки с едой, и очень скоро бедный пес научиться пускать слюни от включения света. Многие из разработанных в рамках бихевиоризма методик дают прекрасные результаты, когда речь идёт о животных. Кстати, они же не плохо работают и с маленькими детьми. Но они не срабатывают в отношении взрослых людей. Когда взрослого «подкупают», то он понимает, чт это не просто так. Он понимает, что в замен «пряника» от него хотят какую-то уступку, которую бы он просто так не сделал бы. И тогда тот кто добивается уступки с помощью «пряника» - становиться угрозой. Или взрослый человек, чувствуя неминуемое наказание, наносит упреждающий удар и подвергает сомнение статус того, то его наказывает «кнутом».
И в том и другом случае возникает перепалка, словесная война, ссора - всё что угодно, но только не желаемые перемены.
Но как же так? Если бихевиоризм не работает в отношении взрослых людей почему этот подход повсеместно распространен? Все дело в его симпатичной простате. Бихевиоризм, при использовании которого нужно держать в голове всего две мысли, кажется абсолютно «верным» способом. Более того он долгое время срабатывал на фабриках и производствах, где следовало управлять низкоквалифицированными работниками. Он до сих пор срабатывает и в школах, и в Армии, и в тюрьмах - во всех системах где личность терпит угнетение и где главный инструмент обучения: муштра и дрессура. Но современные организации сегодня живут и развиваются в других условиях. И в этих условиях от сотрудников требуется самостоятельность, креативность, умение брать ответственность за решение на себя, гибкость и нестандартное мышление.