Заразить любовью и вылечить вирусами. Странно, но действенно!
Рецензия на книгу «Заразительный. Психология сарафанного радио». Автор Йона Бергер.
«Заразительный» — одно только название книги вызывает какое то непреодолимое желание открыть и почитать ее, не правда ли? А руки сами так и тянутся к ярко-оранжевой, позитивной обложке с причудливой картинкой. Один только этот факт вызывает уважение к создателям книги, ведь они сумели заинтриговать красивой оберткой. Но все же, что там внутри?
В оригинале название звучит как : «Contagious.Why things catch on», скорее это фраза ярче передает содержание, нежели длинный русский перевод: «Психология сарафанного радио. Как продукты и идеи становятся популярными. В этом смысле мы сразу думаем, что книга будет сопровождаться обилием статистики и научных терминов, связанных с психологией личности.
Но на самом деле все просто. Я бы выразила всю суть книги вопросом: Почему нас что- то цепляет? Звучит конечно не так лаконично и гладко как первый вариант названия, но понятно и человечно.
Ведь действительно, сколько сейчас товаров, услуг, идей крутится в нашем информационном обществе 21го века. Они как рой пчел, облепляют наше сознание и упорно стремятся завладеть умами и проложить дорогу к нашей голове. Но почему на одно мы клюем, а на другое нет?
Вот эти мысли и являются точкой отсчета повествования. Размышления автора начинаются с очевидного. Для того, что бы мы выбрали, например, подходящий продукт, он должен удовлетворять нашим представлениям о цене и качестве, ну и сопровождаться какой-то рекламой. Однако, базируясь только на этих точных и прогнозируемых знаниях, далеко не уедешь. И здесь вступает в игру один очень важный элемент-это всем известное сарафанное радио. В мире, где правит реклама, люди научились ее игнорировать, поэтому выживает та идея, которой мы верим. А верим мы чему? Правильно- мнению знакомых и рекомендациям друзей.
Да сарафанное радио, пугающе- непредсказуемо и иногда коварно. Но, бояться его не стоит. Йона Бергер предложил свое научно-обоснованное виденье феномена сарафанного радио и методики его эффективного использования.
Как создать «цепляющую» идею? Действительно ли какие-то идеи заразительны изначально или есть возможность спроектировать их на успех?Давайте разберемся.
Все знают, что Билл Гейтс и Билл Клинтон- известные и популярные люди. Допустим, вы решили сменить имя на Билл. Вы проснетесь популярными на следующий день? Конечно же нет. То есть, идею нужно взращивать, удобрять и «прокачивать». Известность не рождается, ее создают! Так же как и заразительность продукта не является первоначальной.
Для определения «заразности» автор использует такой термин- Виральность. Это стремительность распространения контента среди пользователей. И для придания этому слову научной подоплеки и силы в книге это понятие разобрано на 6 частей. Одна часть-одна глава.
Итак, 6 принципов, 6 шагов Заразительности (Виральности), приведенных профессором Йона Бергером - STEPPS:
- Social currency - это социальная валюта. На этом этапе важно внедрить идею в сознание общество, как в нашумевшем фильме «Начало» с Леонардо Ди Каприо. Идея - самая заразительная вещи в мире. Она то, чем оперирует разум. Она, в силу определенных обстоятельств, посещает нас, приобретает некую интенсивность, и, в зависимости от этого, очерчивает вектор наших действий. Лучше всего завладевает разумом та идея, которая родилась в глубинах подсознательного. И при этом, по прошествии времени, она будет набирать социальную значимость для людей, становится своего рода валютой.
- Triggers – Триггеры. Это напоминания, ассоциации, которые заставляют нас вспоминать о продукте, товаре. Чем больше создано таких «флешбеков», тем чаще человек будет возвращаться к образу продукта в его голове.
- Emotions – Эмоции. Идея, вызывающая эмоции действует всегда лучше. Удивление, страх, радость, смех, то, что заставило нас что-либо чувствовать забудется труднее.
- Public- Общество. Всем известный «стадный инстинкт» никто не отменял. Мартышка видит-мартыщка делает. Так же и с людьми, хоть и на более высокоорганизованном уровне сознания. Когда делают все, невольно думаешь, а чем я хуже и пробуешь.
- Practical value – В идее, которая заразительна всегда должна присутствовать практическая ценность. Этот продукт не может распространятся повсеместно, если по сути своей бесполезен, и не находит применения в жизни общества.
- Stories –Истории. Мы любям слушать рассказы друзей, делиться впечатлениями с коллегами. Так вот, когда о идее говорят, спорят, обсуждают, тогда она как вирус распространяется вокруг.
Вот такие составляющие сарафанного радио рассмотрены в этой книге. В заключении приведу любимую фразу, которая натолкнула на мысли: «Цель маркетинга-распространить любовь, а не заставить купить, что то неважно что!»