Памперсы, слюнявчики и ходунки для вашего бизнеса? Да сколько это ещё может продолжаться?
Однажды, я и моя жена, познакомились с молодой и приятной семейной парой. Они были замечательными людьми во всех отношениях, если бы ни одна странность. И заключалась эта странность в их сыне. Ему было шесть лет, но он по-прежнему бегал в памперсах. Узнали мы это, естественно, случайно и не смогли скрыть своего шока. Его родители посетовали, что никак не могут приучить сына к горшку и мы, вроде бы, все им посочувствовали. Однако, на этом наши открытия в тот вечер не закончились. Чуть позже мы узнали, что этого здоровенного детину мать до сих пор кормит грудью. После этого у нас с женой появились срочные дела и мы поспешно ретировались из этого тесного семейного эдема. Думаю, что не надо объяснять, что мы в дальнейшем всячески избегали встреч с этой парой и их сыном.
Конечно же, приведенный пример, это единичный случай, когда родители относятся к своему чаду, как к младенцу, хотя тот уже вымахал в крупного детину. Но если посмотреть, как владельцы и собственники бизнеса относятся к своему детищу, то мы увидим надетые памперсы, завязанные слюнявчики и ходунки на 7 из 10 бизнесов. Бизнес никак не может стать самостоятельным и постоянно висит на руках собственника, сладко причмокивает, потягивая молоко из родительской груди. Если в истории с мальчиком, он быстро «повзрослел» когда пошел в первый класс, то у бизнеса нет такой «средней школы».
Давайте разберемся, через какие этапы проходит становление бизнеса и когда ему необходима отеческая всесторонняя поддержка, а когда она, эта поддержка, становиться препятствием.
Если продолжить аналогию с развитием человека, то у вашего бизнеса есть несколько этапов развития: рождение, младенчество, юность, зрелость и смерть. Все эти этапы можно назвать циклом развития бизнеса. Чтобы цикл не заканчивался, после смерти вашему бизнесу необходима реинкарнация, когда опять наступают рождение, младенчество, юность…
В этом цикле, вещи применимые на одном этапе, не должны и не могут быть использованы на другом этапе.
Итак, сначала появляется идея, о том, чтобы открыть свой бизнес и что-то продавать. Вы продумываете, как компания будет выглядеть, что она будет делать, как создавать ценность для клиентов и первоначальная идея, обрастая деталями и превращается в концепт. После этого появляется бизнес модель, где уже детально прописывается структура бизнеса, схема ее работы. Вот рождение и состоялось. На этом этапе собственник как бог един в трех лицах: он и главный исполнитель, и продавец, и финансист. Хотя лиц может быть и больше.
Далее вы со своим бизнесом вступаете в период младенчества. На этом этапе обязательно нужно запустить прототип на рынок, чтобы оттестировать выбранное направление. В окончании тестирования картинка проясняется еще лучше и начинает выстраиваться бизнес структура. Здесь появляются первые продажи и первые клиенты.
Юность — этап зарабатывания денег, фокусировка на росте оборота, наращивание дохода чтобы прийти к безубыточности.
Зрелость – когда бизнес подрастает и выходит в плюс, появляются новые и постоянные клиенты, тут уже важна прибыль.
Смерть (или реинкарнация) - масштабирование вашей прибыльной бизнес идеи через открытие филиалов, или продажи лицензии, или продажи франшизы.
На каждом этапе важны конкретные вещи и на них идет акцент. И для быстрого роста бизнеса важно не только и не сколько ваше умение быстро обучаться новому, а ваше умение быстро разучиваться - избавляться от старых навыков. То, что помогало поднять на ноги ваш бизнес в младенчестве, убивает его в юности.
По каким признакам можно понять, что вы, как собственник, тормозите рост своего бизнеса?
Первый признак, вы считаете себя лучшим работником в компании и уверены, что лучше вас никто не сделает. Это утверждение во многом справедливо: да, лучше вас никто не сделает, но когда вы сами исполняете заказ, занимаетесь отгрузкой, составляете документы, звоните клиентам - ваш бизнес остается без управления. Он тормозит.
Второй признак, вместо того, чтобы принимать жесткие, но справедливые решения, вы всеми силами стараетесь понравиться окружающим в целом и в своим сотрудникам в частности. Но бизнес - это не конкурс на привлекательность. Лес рубят - щепки летят.
Третий признак, вы считаете, что главное - это произвести качественный и инновационный товар. И как только такой товар появиться, то от клиентов отбоя не будет. Это установка утащила на дно массу бизнесов. Не будьте следующим. Займитесь в первую очередь продажами.
Четвертый признак, вы уверены, что надо найти хорошего и матерого продажника, у которого за плечами десятилетний опыт продаж и тогда ваши доходы пойдут вверх. Продажи являются стратегическим элементом любой компании, и отрекаться от них собственнику, перекладывая на плечи чужака, непозволительная роскошь. Продажи должны идти по вашим правилам, а не по правилам наемного спеца.