Слушать нельзя указывать.

Слушать нельзя указывать.

Главная идея книги — умение задавать вопросы формирует атмосферу доверия и уверенности в коллективе, а это позволяет успешно справляться со всё усложняющими задачами, с которыми мы сталкиваемся в бизнесе.
Задайте вопрос

Как научиться задавать вопросы по делу?

Помните притчу про слепых мудрецов и слоне? Суть её в том, что мудрецы были слепы и на ощупь пытались описать слона. Но слон был больше их в разы и поэтому кто-то держался на ногу слона, кто-то за хобот, кто-то за ухо, кто-то сидел верхом на спине и каждый по-разному описывал слона. Один говорил, что слон похож на столб, другой - на змею, третий - на большой лист, четвертый — на большую бочку, пятый - на веревку и т.д. Кто же прав из мудрецов? Да никто! И в этом мораль этой притчи - наиболее полную картину мира можно увидеть, если сложить её отдельные части вместе. Книга Эдгара Шейна «Слушать нельзя указывать» о том как наиболее полно увидеть «слона» будь-то работа или личные отношения. Главный рецепт автора — если ты хочешь увидеть «слона» целом, то будь внимательным и искренне заинтересованным в картинах мира других людей и задавай вопросы.

А теперь представьте себе на минутку, что мудрец, который держит слона за ухо — это генеральный директор, который отметает все другие описания слона и считает их абсурдными. Он удивлен, что остальные не понимают, что слон похож на большой лист растения, — ведь это так очевидно, вот он держит этот «лист» обеими руками. Если этот высокопоставленный господин будет настаивать на исключительности своей картины мира, то породит в коллективе атмосферу недоверия, смятения и разочарование. По словам автора именно такая атмосфера характерна для большинства организаций. Но в этом случае компания лишает себя гибкости и притока свежих идей, т.к. Такая атмосфера препятствует успешному и продуктивному общению, которое необходимо для эффективной работы любой организации. Чтобы изменить эту порочную практику Эдгард Шейк, специалист по организационной культуре, показывает в своей книге, как можно перестроить рабочую атмосферу, основанную на доверии, взаимном уважении и полноценном, наполненным смыслом общении.

В первой главе Эдгар Шейк, прежде чем дать нам инструменты по технике задавания вопросов, вводит первооснову для эффективного общения — осознание своего «зависимого положения» от других. Мы не можем знать все на свете и поэтому вынуждены обращаться к другим и к их картинам мира. Однако, это претит нашим установкам. Всю жизнь мы стремимся к свободе и независимости, а тут нам предлагают осознать свое «зависимое положение». Как бы не так, — подумают некоторые читатели. Но один из смертных грехов - это грех гордыни и в рамках первой главы читателям прийдется пройти путь к пониманию того, что хотя мы стремимся к свободе и независимости, но истинная эффективность начинается тогда, когда мы осознаем свою взаимозависимость от окружающих вас людей. Эту идею хорошо описал в своих книгах Стивен Кови, и в частности в книге «Главное внимание главным вещам». Если интересно разобраться в этом философском вопросе, то обратитесь к книгам Стивена Кови. А пока вернемся к Эдгару Шейк и его книге.

В первой главе он раскрывает нам ключевой принцип для задавания вопросов — осознание своего «зависимого положения», а во второй главе он приводит ряд примеров, связанных с искусством задания вопросов, чтобы показать, что он имеет в виду, а так же проиллюстрировать, как может меняться поведение в зависимости от ситуаций и обстоятельств. На мой взгляд, это очень полезная глава, т.к. дает образец поведения и то, как задавать действительно полезные для дела вопросы. 

В третьей главе автор работает с проблемой, которая заключается в том, что люди не различают вопросы. Есть вопросы полезные для дела и есть вежливые вопросы, наводящие, риторические, неудобные, а так же утверждениями в форме вопросов, носящий умышленно провокационный характер и ставящих целью принизить собеседника. Чтобы не путать полезные вопросы с бесполезными и даже вредными, автор формирует определение: искусство задавать вопросы — это способность получать информацию, спрашивать о том, что вы действительно хотите знать, а так же устанавливать взаимоотношения, основанное на вашей любознательности и интересе к другому человеку. Далее на базе этого определения Эдгар Шейн подробно разбирает различные виды вопросов и выстраивает из них систему.

В четвертой главе автор препарирует менталитет американского предпринимательства и показывает его изнанку. Для американского бизнесмена более ценным является выполнение задач, а не выстраивание взаимоотношений. Поэтому он предрасположен отдавать указания, чем задавать вопросы. Вместо того, чтобы восхищаться силой взаимоотношений, американцы ценят личное соперничество, индивидуализм и конкуренцию. В Соединенных Штатах статус и престиж принято достигать выполнением задачи, и как только вам удалось превзойти кого-нибудь, вы получаете право говорить ему, что он должен делать. Для меня эта одна из ценнейших глав книги: я еще нигде не встречал такого анализа американского предпринимательского менталитета. Прочитайте эту главу и поймете, почему Россия не Америка и почему нам не стоит слепо копировать западную модель ведения бизнеса. Если бы автор написал только одну четвертую главу, то уже за неё он был бы достоин благодарности. 

В пятой главе автор продолжает рассуждать о корпоративной культуре Америки и в ней он говорит: чем выше статус человека в корпоративной Америке, тем сложнее ему задавать вопросы.

Однако не только принятые в американской культуре нормы поведения и факт нахождения на высокой должности затрудняют овладение искусством задавать вопросы, но также и сложности в менталитете и взаимоотношения в обществе — об этом автор рассуждает в шестой главе. 

В финальной седьмой главе Эдгар Шейн дает свод советов, как овладеть искусством задавать вопросы.

Итак, главная идея книги — умение задавать вопросы формирует атмосферу доверия и уверенности в коллективе, а это позволяет успешно справляться со всё усложняющими задачами, с которыми мы сталкиваемся в бизнесе. Очень много времени автор посвящает разбору препятствий на пути этого умения. Причем этот разбор имеет больше отношение к американской действительности и мало соответствует российскому менталитету. Если американцы предпочитают построению взаимоотношений достижение конкретных задач, то в нашем отечестве разговоры о «деле» заменяют само «дело». Чем полезна это книга для российского читателя — так это научиться задавать точные и правильные вопросы, которые способны сдвинуть дело с мертвой точки.

Уверен, что эта книга займет достойное место в ваше деловой библиотеке и вы будете к ней неоднократно возвращаться.