Книга о компаниях с душой, а не с душком

Книга о компаниях с душой, а не с душком

Рецензия на книгу Бо Бёрлингем «Великие, а не большие», которая способна изменить ваши взгляды на шаблоны в бизнесе относительно роста и масштабирования. Надо ли становиться большим?
Задайте вопрос

Есть ли душа у компании? 

Что за наивный вопрос, достойный только романтиков - подумают многие из вас. Мы все привыкли, что компания — это машина по зарабатываю денег для собственников.

Автор книги «Великие, а не большие» Бо Бёрлингем против подобной установки в бизнесе. Он утверждает, что если вы сосредоточитесь не на быстром росте компании с целью глобального господства, а на локальных задачах: приносить ценность тому району, в котором вы работаете, тем людям, которые живут в этой местности, тем людям, которые работают на вас, тем, кто покупает у вас и поддерживает вас — тогда вы обретёте нечто особое, чего не хватает другим. У вашей компании появиться душа. И именно благодаря ей вы станете великой компанией, хотя и не очень большой.
Свое виденье автор подтверждает 14 историями компаний, которые справились с искушением быстрого роста, и стали по-настоящему великими благодаря не масштабу, а своим взглядам и действиям. Именно в них Бо Бёрлинген почувствовал особенную магию, которую он назвал душой компании.
Кстати, все герои книги абсолютно разные компании и у всех отличный от других свой уникальный путь к приобретению собственной души. Наверное и не может быть иначе в таком деликатном вопросе. Для души нет шаблонов и лекал. Благодаря разным историям читать книгу увлекательно — вы видите как компании действовали по-разному в аналогичных ситуациях и к каким результатам это приводило.

Так чему противостоят герои книги Бо Бёрлинген? 

Давлению. Как только у вас начинает что-то получатся в бизнесе, то сразу со всех сторон советчики давить на вас — надо расти, надо масштабироваться, надо открывать филиалы, отделения, представительства или, на худой конец, продавать франшизу. На вас давят клиенты, сотрудники, инвесторы, поставщики, конкуренты. Но если уступить давлению, то, как утверждает автор, вы утратите возможность прокладывать свой путь.

Почему рост выгоден не всегда? 

Для любого роста нужен новый капитал. Редко кто способен самостоятельно финансировать свой бурный рост. В результате компании вынуждены «продаваться» и после этого бизнес попадает в зависимость от акционеров. И даже собственник уже не принадлежит себе, а вынужден «ублажать» интересы инвесторов. Итак, за 7 сребреников вы продаете душу своей компании.
Вот что говорит по этому поводу один из героев книги Голц, владелец багетного бизнеса Artists Frame Service, когда сполна хлебнул последствия стремительного расширения бизнеса, загнавшего его в стресс и долги. «На меня снизошло озарение: я могу быть счастливым и для этого не обязательно быть большим. Когда бизнес небольшой я могу жить в свое удовольствие, заниматься любимым делом и зарабатывать достаточно денег, не сходя с ума. И вы начинаете замечать вокруг несчастных богачей с несчастными семьями. Когда Дональда Трампа спросили, хороший ли он отец, он ответил: «Я— хороший кормилец семьи». Это привело меня в ужас.»

Для зарождения души необходима магия. 

Почему глобальные компании кажутся бездушными? Они везде и нигде. Они приходят в ваш город или страну, чтобы заработать на вас и если это не получается, они уходят в другой регион. (За примером далеко ходить не надо: уход компании Шеврале с российского авто рынка. Брошенными оказались дилеры и клиенты компании). Временщики, заботящиеся только о своих интересах и игнорирующие интересы местности, на которой они работают. И все заявления о их социальноответственном бизнесе — всего лишь ширма.
Малые, но великие компании поступают поступают по-другому. На протяжении всей книги «Великие, а не большие» Бо Бёрлингем показывает как магия собирается из калейдоскопа вроде бы незначительных вещей. В отличие от транснациональных организаций у компаний из книги Бо Берлинга необычайно тесные отношения с регионом, где они ведут бизнес. И эти отношения выходят далеко за рамки понятия «вклада компании в жизнь сообщества». Общество помогало формировать характер компании, а она, в свою очередь, начинает играть важную роль в жизни сообщества. Все герои книги тесно связаны с местом, где они расположены: Zingerman’s уже почти неразрывно ассоциируется с Энн-Арбор, а Anchor Brewing стала непременным атрибутом Сан-Франциско. CitiStorage — бруклинская компания до мозга костей. То же можно сказать про Reell Precision Manufacturing и «города - близнецы» (Миннеаполис и Сент-Пол), о Clif Bar и Беркли, ECCO и Бойсе, O. C. Tanner и Солт-Лейк-Сити, Hammerhead и Студио-Сити и так далее. Причем это влияние взаимное: компании формируют районы, в которых работают, и наоборот.
У всех компаний в этой книге есть отношения симбиоза с районом, в котором они выросли, и жизнеспособность этих связей — часть их магии. У собственников и сотрудников есть обостренное осознание того, кто они, где им место и какое они имеют значение для своих соседей, друзей и остальных людей, с которыми контактируют. Каким-то таинственным образом все это создает энергетику в компании, питает страсть, которую люди испытывают к своей работе.
Подпиткой магии малых, но великих компаний так же является налаживание исключительно тесных отношений с клиентами и подрядчиками на основе личных контактов, индивидуального общения и взаимного обязательства выполнять обещания.
Еще более тесные отношения у компаний из книги с сотрудниками. Автор отмечает «в этих компаниях я так же ощущал необычайную сплоченность на рабочих местах». Люди для этих компаний не просто кадровый ресурс, а смысл существования компаний: компания людей для людей.

Может сложиться впечатление, что «малые, но великие» компании помешены на отношениях с клиентами, сотрудниками, обществом и упускают из виду прибыль и рентабельность. Отнюдь. Эти бизнесы показывают высокую прибыльность и доход. Иначе они не могли бы доносить свои ценности до общества. Более того, все эти компании не смотря на свою социальную ориентированность чрезвычайно требовательны к своим сотрудникам и не терпят халатности. Другое дело, что достигают они это не кнутом и пряниками, а ростом самосознания сотрудников, что это их общее дело и деньги им платит не собственник, а клиент.

Я рекомендую эту книгу средним, малым и очень малым предпринимателям. Эта книга дает вам осознание того, что больше не значит лучше. И у вас есть выбор: расти или оставаться малым, но великим. На мой взгляд, книга Бо Бёрлингема «Великие, а не большие» очень хорошее руководство для тех бизнесменов, которые стремятся найти свой путь, а не следовать шаблонам и установкам принятым в отрасли. Приятного вам чтения.