Путеводная нить Ариадны для продавцов

Путеводная нить Ариадны для продавцов

Что лучше: интуиция или система? Сообразительность и скорость реакции - это полезные качества в коммерческих переговорах, но эффект в разы больше, когда знаете куда хотите привести клиента и через какие этапы надо пройти.
Задайте вопрос

Как сплести путеводную нить Ариадны для своих продавцов, чтобы она не стала петлей на их шеи?

«У вас есть план, мистер Фикс? Есть ли у меня план?». Хотя этот диалог из популярного мультфильма, где герой говорит сам с собой, он хорошо иллюстрирует ситуацию с планированием у продавцов. И это касается не только планов по продажам, но и элементарного плана встречи или разговора по телефону. «Куда кривая вывезет!» - вот главный лозунг большинства продажников. Начнем общение, а там посмотрим, как будут события развиваться. И развиваются они спонтанно и непредсказуемо. В результате потеря времени, сил, а иногда и авторитета.

Чтобы менеджеры перестали интуичить и общаться  с клиентом «как Бог на душу положит», распишите для них каждый этап продаж и их наполнение. Начать можно с первичного контакта. Он может произойти по телефону или при встречи.

1. Первичный контакт или общение с клиентом (пропишите следующие скрипты или речевые обороты):

  • Как представиться самому и представить компанию. Озвучить причину звонка.
  •  На встречи: Как установление личного контакта с помощью техники «малых разговоров».
  •  Как описать проблему, которая может волновать клиента и тем самым вызвать интерес.
  •  Если интерес есть, то как предложить обсудить данный вопрос/ тему/ проблему на личной встречи.
  •  Как отработать типичные возражения.

 Как зафиксировать дату, место, время и кто участвует на будущей встрече, или «оставить дверь открытой».

Главная цель - заинтриговать потенциального клиента и побудить к встречи.

2. Встреча (подготовьте следующие материалы и скрипты в помощь продавцу)

  •  Какие вопросы надо задать, чтобы выяснить контекст клиента и вскрыть потребность. (Лучше оформить это ввиде анкеты. Но заполняет её не клиент, а исключительно продавец. Это его шпаргалка.)
  •  Подробный алгоритм встречи: от приветствия до прощания. Следует четко разделить продажу на этапы и дать описание сигналов для перехода на следующий этап. Презентация не может начаться раньше вопросов, а сигналом является согласие клиента рассмотреть ваше предложение.
  •  Список типовых проблем или «болей», которые способна решить ваша компания для клиента, и их признаки. Именно их с помощью вопросов и будет искать менеджер.
  •  Подробная презентация с обозначаением ценностей, которые важны именно для этого клиента.
  •  Шаблон договора.

Успешная встреча заканчивается получением обязательств со стороны клиента. Это может быть подписание договора к концу недели, знакомство с высшим руководством через три дня и т.д. Неудачная - отсрочкой. Обычно это звучит так: «Я подумаю».

3. Подписание договора

  • Подробная информация о возможных уступках и целях.
  •  Дополнительные козыри в виде бонусов и полезной информации для клиента.

Распишите этапы продаж, как представлено выше,  и проиграйте с менеджером весь цикл несколько раз в офисе, чтобы он представлял логику разворачивания сценария и запомнил его. Далее, я рекомендую, записать несколько реальных встреч на диктофон и потом разобрать их на общей планерке, что бы понять, как клиент может перехватить инициативу и увести продавца от сценария.